Политика

21.07.2014 10:25


Левон Тер-Петросян коснулся внутри- и внешнеполитических проблем

Левон Тер-Петросян коснулся внутри- и внешнеполитических проблем

Интервью лидера партии «Армянский национальный конгресс», первого президента РА Левона Тер-Петросяна сайту «iLur.am»

-Господин президент, фактическое бездействие Минской группы, неожиданное поднятие вопроса Карабаха в рамках Евразийского союза и участившиеся случаи нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана внушают опасения с точки зрения безопасности Арцаха и перспектив урегулирования карабахской проблемы в целом. Власти Армении, взяв на вооружение политику страусов, пока не выступили с каким-либо адекватным заявлением в связи с происходящим. Но многие также обвиняют оппозицию и невластные силы в том, что они также не реагируют должным образом на указанные проблемы.

-Процессы действительно вызывают опасение, но оппозиция или какая-либо сила, находящаяся вне системы власти, не владея всей информацией по данному вопросу, не может выразить обоснованной или убедительной точки зрения. Безусловно, можно, приняв серьезное выражение лица, сделать какие-либо замечания, но вам должно быть известно, что политологические спекуляции – не мой жанр, следовательно, я воздержусь от подобных заявлений. Информацией и подводными рифами Карабахской проблемы владеют исключительно власти, и в первую очередь именно они обязаны выступить с соответствующими комментариями. Однако, как вы отметили, уполномоченные структуры власти пока не дали общественности каких-либо членораздельных разъяснений, что еще более усложняет ситуацию.

-Вы указали на отсутствие необходимых комментариев со стороны властей. А чем Вы объясните очевидную пассивность армянской стороны в отношении интенсивных провокаций Азербайджанской стороны, которые, помимо сеяния паники, сопровождаются также человеческими жертвами как среди военных, так и среди гражданского населения?

-Да, очевидно, что противодействие армянской стороны довольно сдержанно и несоразмерно военным посягательствам Азербайджана в приграничных районах. На мой взгляд, армянская сторона опасается давать адекватный ответ, учитывая, что в результате ситуация может выйти из-под контроля и перестрелки на границе могут привести если не к началу войны, то к существенному обострению ситуации. С другой стороны, в результате сдержанности армянской стороны Азербайджан еще более наглеет, стремясь обеспечить максимальную эскалацию на границе. Иными словами, власти Армении оказались перед лицом сложнейшей дилеммы, решение которой требует усилий и исключительной политической ловкости.

-Если не секрет, чтобы Вы в этом плане посоветовали властям?

-Давать в подобных обстоятельствах советы было бы с моей стороны несерьезным, поскольку, как я уже отметил, я не владеют всей информацией по данному вопросу. Хотел бы только добавить, что, на мой взгляд, нынешние агрессивные действия Азербайджана в определенной степени связаны, с одной стороны, с недоверием Запада к Армении вследствие отказа от процесса ассоциации, а с другой – нечетким статусом Армении в Евразийском союзе.

-А с чем, на Ваш взгляд, связано затягивание процесса предоставления этого статуса Армении? Ведь армянские власти стремились подписать соглашения о вступлении в Евразийский союз уже 3 июля. Затем было объявлено, что это произойдет 30 июля. Ну а теперь речь идет об октябре и даже конце года.

-Я думаю, что причиной перенесения сроков являются вовсе не технические проблемы, которые, по словам армянской стороны, давно решены. Причины не носят также экономического характера, поскольку незначительные объемы торгово-экономических отношений Армении и Карабаха (порядка 20-30 млн. долларов) не смогут оказать ни положительного, ни отрицательного влияния на огромный рынок Евразийского союза. Поэтому ответ на этот вопрос необходимо искать в политической плоскости. Очевидно, что члены-основатели Евразийского союза поставили перед Арменией четкое условие – установить ТПП на границе с Карабахом. Ну а власти Армении стоят перед дилеммой выполнять или нет это требование, они вынуждены оценить серьезные последствия того или иного решения, а для того, чтобы их предугадать не требуется богатого воображения. Если требование не будет выполнено, то уже подпортившая свои отношения с Западом Армения окажется в вакууме. В случае же выполнения этого требования в Карабахе будут ощущать себя брошенными, повысятся панические настроения, что чревато серьезным напряжением в отношениях между Арменией и Карабахом. Иными словами, причиной затягивания сроков вступления являются не Россия, Казахстан и Беларусь, а Армения, которая пока не нашла ключа к решению вопроса об установлении ТПП на армяно-карабахской границе.

-Многие ожидают от парижской встречи Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева с участием Франсуа Олланда определенных положительных подвижек в карабахском урегулировании. Как Вы относитесь к этой инициативе и считаете ли подобные ожидания оправданными?

-Начнем с того, что любую встречу глав государств противоборствующих сторон нужно оценивать положительно. Однако, что касается инициированной президентом Франции Франсуа Олландом встречи, то я затрудняюсь сказать, какие результаты, кроме создания определенной атмосферы взаимопонимания, эта встреча может дать. С этой точки зрения, исключительно для констатации факта или интереса, я хотел бы рассказать определенный эпизод из личного опыта. В 1996 году с подобной инициативой выступил и Жак Ширак, предложив организовать в Париже трехстороннюю встречу. Я ответил Шираку, что эта встреча бессмысленна и вряд ли даст какие-либо результаты, если на встрече не будет присутствовать и президента НКР Роберт Кочарян, учитывая, что решением Будапештского саммита ОБСЕ Карабах был признан в качестве третьей, равноправной стороны конфликта. Ширак принял обоснованность данного аргумента и пообещал убедить Алиева дать согласие на встречу в предложенном мной формате. Однако Алиев не согласился, и встреча не состоялась. Как бы то ни было, если встреча Олланд-Алиев-Саргсян, будучи не в состоянии обеспечить серьезные подвижки в процессе карабахского урегулирования, будет способствовать хотя бы снижению напряжения в приграничной зоне, то этот результат можно будет считать удовлетворительным.

-Похоже, мы несколько отклонились от основного направления интервью, давайте вернемся к основной теме. По Вашим оценкам, с учетом бесчисленных внешних и внутренних вызовов, стоящих перед страной, что должны были сделать власти и не сделали?

-Я бы сформировал вопрос иначе: что не должны были делать власти Армении из того, что делают? Подобная формулировка, на первый взгляд, может показаться парадоксальной, но поверьте, что она наилучшим образом характеризует недееспособность или скорее преступную безответственность власти Армении. Вместо того чтобы в полной мере впрячься в работу по преодолению указанных вами вызовов, режим Саргсяна сегодня сконцентрирован на исключительно одной задаче – несвоевременной программе конституционных изменений, даже ценой окончательного уничтожения авторитета главы КС (позорная роль последнего в этом процессе – отдельная тема, которой можно коснуться в другой раз). Образно говоря, вместо того, чтобы тушить пожар в Армении и Карабахе, режим занят разложением основ Армянской государственности, это – вражеский акт, который Азербайджану даже в голову не мог прийти. Все требующие неукоснительного решения проблемы Армении и Карабаха подчинены единственной цели – увековечению авторитарного режима Саргсяна посредством конституционных изменений. Это делается таким циничным и грубым способом, что истинные мотивы Саргсяна уже ни у кого не оставляют сомнений. Несмотря на то, что все серьезные политические силы выступили против этой злосчастной инициативы, основным препятствием в достижении этой цели Серж Саргсян считает позицию партии «Процветающая Армения». И если до сих пор он пытался преодолеть это препятствие посредством «пряника», давая обещания ППА и проводя политику угождения, то сейчас, согласно имеющейся информации, он намерен устранить препятствие посредством «кнута», то есть применить язык угроз и шантажа, чего не должны терпеть оппозиционные силы и все общество. Я уверен, что они более не допустят диктатору, пришедшему к власти ценой десяти человеческих жертв, говорить со своими политическими оппонентами на языке грубой силы. Вопрос конституционных изменений стал своеобразным водоразделом между режимом и всем обществом, своеобразным узлом, от распутывания которого зависит будущее Армении и Карабаха. Если Серж Саргсян продолжит упорствовать в попытке увековечения собственной власти посредством конституционных изменений, то станет под давлением предстоящих осенью серьезных политических процессов могильщиком собственной клептократической системы. Политические силы в определенном смысле должны быть благодарны Сержу Саргсяну за предоставление такого оружия консолидации, как объединяющая идея борьбы с конституционными изменениями. Любой тиран, каким бы он ни был могущественным, с течением времени теряет бдительность и, в конечном итоге, совершает роковую ошибку. В случае Сержа этой роковой ошибкой однозначно станет провальная инициатива конституционных изменений.

Перевод сайта «armtoday.info»

Последние материалы этого заголовка