Комментарии

02.02.2016 13:30


Конец эпохи армянской «нефти»

Конец эпохи армянской «нефти»

С 2008 года в основе экономической политики властей лежала армянская «нефть» – отправляющий деньги с заработков гражданин РА, которого «экспортировали» в ожидании валютных поступлений («А чего вы хотите: чтобы мы позволили им здесь остаться, и они осуществили революцию?»).

Граждане РА уезжали на заработки и отправляли оттуда деньги и до 2008 года, но Серж Саргсян и Тигран Саркисян дали всему этому идеологический облик, превратив в государственную политику.

Согласно данной политике, Серж Саргсян и Тигран Саркисян управляют в Армении подставными тендерами и выгодными откатами, реализуют программу широкомасштабного передела собственности и опустошают политическое поле. Иными словами, строят «Экономику одного олигарха».

В условиях «Экономики одного олигарха» гражданам РА отведена участь либо покидать страну, зарабатывать за границей (в основном – в России) деньги и отправлять их в Армению, либо тратить полученные из-за рубежа средства в РА в принадлежащих властям магазинах и других учреждениях, а также оплачивать коммунальные услуги.

Эта политика не предполагала развития малого, среднего и крупного бизнеса, поскольку, как выразился по одному из поводов печально известный экс-премьер, нам не нужно местное производство.

Малый и средний бизнес, согласно Сержу и Тиграну, – бессмысленная вещь, а крупныйпредстоящий раскулачиванию объект.

Именно подобное мышление и, как его следствие, соответствующая экономическая политика стали причинами зафиксированного в 2009 году в Армении мирового рекорда экономического спада, колоссального оттока капитала, роста бедности, сокращения инвестиций и, в результате, огромной эмиграции (за последние 8 лет Армению покинули около 300 тыс. её граждан).

Сейчас в плане указанной выше политики возникли проблемы. Дело в том, что падение мировых цен на нефть ударило по российской экономике, что, в свою очередь, сказалось на строительном бизнесе в России, в который в основном вовлечены армянские трудовые мигранты.

Проблемы в строительной сфере привели к тому, что уехавшие на заработки отправляют в Армению меньше денег. Кроме того, обесценивание рубля по отношению к доллару сказалось на долларовых объемах частных трансфертов в Армению, что привело к резкому сокращению у нас платежеспособного спроса, негативно отразившись на бизнес-поле и госбюджете.

Армянская «нефть» больше не обеспечивает «Экономике одного олигарха» необходимых денежных поступлений. Поэтому Серж Саргсян периодически и идет по пути увеличения внешних заимствований. То есть, вместо отказа от проводимой позорной политики, выискиваются иные средства ее поддержания.

Эпоха армянской «нефти» завершилась, и сейчас ей на смену приходит политика удовлетворения аппетита правящего режима за счет увеличения внешнего долга Армении. За 8 лет государственный долг РА вырос с $1,4 млрд до $5 млрд, то есть более чем в три раза.

Примечательно то, что госдолг вырос, но неизвестно, что стало с этими деньгами. Например, до сих пор не ясна схема и эффективность использования российского кредита в $500 млн. То же самое и по остальным заимствованиям. В 2009 году в целях искусственного поддержания курса доллара были распылены 700 млн резервных долларов, которые впоследствии были восполнены за счет внешнего долга.

Если привести усредненную цифру, то каждый год президентства Сержа Саргсяна обходится Армении в полмиллиарда долларов – в виде увеличения внешнего долга страны. И дабы РА не пришлось после выборов НС 2017 года платить за неэффективную власть аналогичную или еще большую сумму, нужны формирование нового политического поля и новой ведущей силы.

Корюн Манукян

Последние материалы этого заголовка