Редакционная статья

18.10.2010 00:08


О необходимости выйти из заколдованного круга

О необходимости выйти из заколдованного круга

Правила политической игры, укоренившиеся в Республике Армения в период после обретения независимости, умещаются в принцип «Всё или ничего». Причина этого в том, что собственность нелегитимна, а занимающаяся бизнесом власть является основным  управляющим экономикой и не готова сдать свои позиции. Следовательно, режимы, руководствующиеся лозунгами «Смерть или власть», становятся радикальными, порождая радикальную оппозицию. А радикальной провозглашается та оппозиция, которую большинство избирателей воспринимает в качестве инструмента для наказания властей и проведения передела собственности.

Правда, на этапе политической активности, во время выборов (особенно, президентских), вошедшие в борьбу за власть соперники предлагали различные программы и идеи, но большинство людей проявило электоральную активность не позитивными, а негативными мотивациями. Противостояние «черного» и «белого» в данном случае становится самым воспринимаемым и начинается...

Особо подчеркну, что президентские выборы 1991г. не нужно рассматривать в этой модели, поскольку тогда народ не президента выбирал, а закреплял победу Карабахского движения. Левон Тер-Петросян же был одним из символов этого движения. Кроме того, в 1991г, приватизация еще не началась и в экономическом плане граждане РА пребывали еще в «соцреализме». В данном случае, выборы не могли пройти по сценарию борьбы против нелегитимной собственности, а, следовательно, такой же власти. Напротив, многие думали, что государственная собственность будет равномерно разделена среди народа, а, продавая джермук и молибден, мы будем жить припеваючи.

Фальсификация выборов и правила игры, при которых оппоненту гарантирован нулевой результат, были внедрены после процесса приватизации, и политическая борьба переместилась в поле конфликта. Первая фальсификация выборов на общегосударственном уровне произошла во время парламентских выборов 1995г. Заодно был сфальсифицирован и конституционный референдум.

Жаждущие удержать первоначально накопленный капитал - любой ценой стремились удержать власть, а это было возможно лишь путем фальсификации выборов, поскольку формула «власть-деньги-власть», ставшая основным лозунгом режима, не воспринималась большинством электората, сгорбленным под тяжестью социальных проблем.

Учитывая всё это, классическим образцом демагогии можно считать заявление Тер-Петросяна во время митинга 15-го октября, согласно которому, в списке 1000 самых богатых людей Армении невозможно указать  кого-либо из его администрации.

Прежде всего, отметим, что одним из самых надежных и близких людей Тер-Петросяна был Серж Саргсян, которого сегодняшний уличный «оппозиционер» в начале 90-х помог стать министром обороны Карабаха, а затем доверил ему руководство всеми силовыми структурами РА. Добавлю также, что имена всех тех людей, которые были озвучены на «дождливом» митинге, по большому счету, представляют часть администрации Тер-Петросяна. Так что, прикидывание невинным ангелом может вызвать лишь усмешку. А те, кто сегодня не во власти, но являлись членами левоновской администрации, тоже не вовлечены в программу для социально необеспеченных слоев населения «Парос»: Вано Сирадегяна бедным не назовешь, Вазгена Саркисяна тоже. Ну а Тельмана Тер-Петросяна причисляли к рядам депутатов-бизнесменнов, с чьим именем связывали бизнес по экспорту металлолома в Иран и различные экономические сделки.

Фактически, в годы президентства Левона Тер-Петросяна было три крупных клана: клан Вано, клан Вазгена Саркисяна или, как было принято говорить, Араратский, и клан Тельмана Тер-Петросяна, которые курировали отдельные сферы, но являлись составными частями одной общей системы и обеспечивали движение, осуществляемое за счет «черной» кассы.

У тер-петросяновской «бандократии» были и свои вооруженные банды, которые занимались рэкетом, терроризмом и убийствами. К таким относилась, например, группа Армена Тер-Саакяна.

Были и отдельные представители режима, которые имели влияние на отдельные сферы. В частности, импортом бензина в основном занимался представитель левоновского режима, глава «Армнефтепродукт» Ваагн Григорян, в роли «крыши» которого выступал экс-спикер НС Бабкен Араркцян. Однажды, у Араркцяна произошел конфликт интересов с Вазгеном Саркисяном, преследовавшим своеобразные выгоды в той же сфере, что проявилось у председателя НС в виде выступления против представленного Вазгеном законопроекта о призыве студентов в армию.

Публичное противостояние между Вазгеном и Бабиком было преподнесено армянскому народу как борьба вокруг изменений в законе об образовании между «страшилкой» того времени Вазгеном Саркисяном и представителем академических кругов Араркцяном, однако, в действительности, это была борьба экономических интересов. В этот период Араркцян успел уйти в отставку с поста спикера НС и несколько дней не являться на работу. Конфликт был достаточно серьезным, и голосование по законопроекту показало, что В. Саркисян был более влиятельным в парламенте, чем спикер.

После неформального арбитража Тер-Петросяна Араркцян отказался от своего прошения об отставке и занял место в президиуме НС, а Ваагн Григорян продолжил курировать сферу бензина, которая в дальнейшем, в результате смены власти 1998г, подверглась перекрою и после событий 27-го октября 1999г. окончательно перешла к представителю окружения Сержа Саргсяна Михаилу Багдасарову. Сейчас у Багдасарова скромная доля на этом рынке. Настало время «Флеша», но это тема для другого разговора. 

В годы правления Тер-Петросяна при его прямом и косвенном содействии было намерение создать партию, состоящую из предпринимателей, которую, естественно, должен был возглавлять брат Тер-Петросяна Тельман. Предприниматели и промышленники потихоньку собирались под главенство Тельмана Тер-Петросяна, и лишь смерть последнего не позволила осуществить эти планы. В этой сфере начались перестановки.

Добавлю также, что другой брат Л. Тер-Петросяна - Петрос, согласно публикациям прессы тех дней, выделился в строительном бизнесе, а строительные госзаказы и тендеры почти не проходили без его участия.

Кстати, покровительство Л. Тер-Петросяна проявлялось даже в таких сферах, как футбол. Так, племянник Левона, Акоп Тер-Петросян, в середине 90-х выступал в составе национальной сборной по футболу. Акоп был неплохим футболистом, но его уровня было явно недостаточно для того, чтобы играть в сборной, а так как он был племянником президента страны, то...

Это о нравах, царивших на внутренней кухне «некоррумпированного» и «ангельского» режима, не считая сделку по продаже «Арментела», которую осуществил член кабинета Л. Тер-Петросяна и его друг детства Похпатян. Так что, Л. Тер-Петросян говорит правду по части коррумпированности сегодняшних властей, но это выборочная правда, носящая конъюнктурный характер, поскольку лидер АНК «забывает», что и во время его правления бизнес был сращен с властями, просто таков тип Тер-Петросяна, что он, скажем, в отличие от Сержа Саргсяна, лично не участвовал в различных процессах и с носителями кличек не проводил «перерывы» в своем рабочем кабинете часами, или, к примеру, не любит азартные игры. Но это формальные различия, поскольку, в содержательном плане, во время правления обоих процветала и процветает «бандократия».

Да, эти власти погрязли в коррупции, но сказать, что это всё сформировалось после отставки Тер-Петросяна, значит поставить в дурацкое положение всех тех, у кого короткая память, или обмануть самого себя.

Если Тер-Петросян решил вернуть украденное властями у народа, то пусть начнет с тех, кто грабил в период его президентства и лишь потом приступает к сегодняшним грабителям, которые в его время были начинающими, но, придя к власти, наверстали упущенное и превзошли своих учителей.

И при Тер-Петросяне, и при Кочаряне, и при Саргсяне коррупция, начиная от политической и до экономической, была и есть, но факт в том, что основы этого были заложены и правовые возможности были созданы во время первого президента РА и при помощи «принятой» в 1995г. конституции.

Сейчас Серж Саргсян хочет сделать коррупцию сверхцентрализованной, что отличает его от Кочаряна и Тер-Петросяна. Во время Тер-Петросяна команду власти представляли несколько людей: Левон Тер-Петросян, Вано Сирадегян, Вазген Саркисян, Бабкен Араркцян, Гагик Джангирян, Серж Саргсян, глава личной охраны Левона Тер-Петросяна Ромен Газарян (генерал Будо) и другие.

Во времена Кочаряна о нем, Серже Саргсяне, Армене Геворкяне, Агване Овсепяне, Грише Саркисяне говорили, как о центрах влияния. Кочарян был неформальным арбитром. Если даже учтем, что независимо от влияния указанных лиц, всё равно власть в те годы воспринималась в лице пары Кочарян-Саргсян, то это было правлением дуэта, сейчас же, говоря власть, понимаем лишь Сержа Саргсяна. Соответственно, в Армении сейчас исключительно монархическая власть, вокруг которой действует институт визиров. Вот и всё.

Правда, Серж Саргсян тоже, подобно Тер-Петросяну, не оставляет своих братьев без внимания, однако в плане принятия решений и по части центров влияния, действующий президент РА  пребывает в «гордом» одиночестве и даже с самыми близкими не хочет делиться своей властью. Фактически, алчность не знает границ.

Саргсян не доверяет людям по той простой причине, что он постоянно предавал других и считает, что это присуще всем людям. Вначале он был среди самых «преданных» людей Тер-Петросяна, но в 1998г. оказался в лагере противника, чем ошеломил державшего и лелеявшего его первого президента РА. Потом настало время быть «преданным» Вазгену Саркисяну. После 27-го октября 1999г. он был «предан» Роберту Кочаряну, а то, как ведет себя Саргсян по отношению к Кочаряну после 2008г., судите сами: «оппозиционные» СМИ получают с Баграмяна 26 заказ за заказом.

Рядом с Сержем Саргсяном нет такого человека, который воспринимался бы в качестве равной силы или центра влияния, каковым, например, был сам Саргсян во времена Кочаряна. Саргсян просто боится держать подобного себе, поскольку знает о своих поступках, и не доверяет никому. В этом причина того, что в основные закулисные дела и дела, предполагающие экономическую выгоду, Саргсян вовлекает исключительно членов своей семьи и родственников, а на роль инструмента в деле перераспределения собственности крупного бизнеса выбрал Тиграна Саркисяна, у которого нет поддержки парламентского большинства, а вместе с тем он покорный и подходящий для С. Саргсяна человек. Иными словами, кланово-олигархическая система сейчас проявляется самым вульгарным способом и достигла пика своего гниения, за которым последует распад. Просто нужно сделать так, чтобы распад клана одного человека не привел к распаду страны.

Повторю, что всё это является следствием периода левоновского правления. Если Тер-Петросян не признаёт содеянные в прошлом грехи и публично не просит за них прощения, то выступления лидера АНК о коррупции являются лишь словами, словами, словами...

Андраник Теванян

продолжение следует

 

Последние материалы этого заголовка