Интервью

16.03.2010 19:40


Ваграм Саакян

Ваграм Саакян

Интервью с драматургом, публицистом Ваграмом Саакяном

- В каком состоянии сегодня находится духовно-культурная жизнь Армении?

- Лучше поговорим о духовном состоянии народа и начнем с начала века с 2000-ого года. С начала века до 2005-ого каждый год было заметно, что есть какие-то небольшие положительные сдвиги.  С 2005-2006 гг. до сегодняшнего дня наблюдается ужасная деградация, регресс во всех сферах - как в духовных, так и недуховных. Тем более, с 2008-ого до сегодняшнего дня происходит позорная вещь, чему в первую очередь способствуют телекомпании, некоторые интернет-сайты, которые питаются зарубежными деньгами, которые терзают народ, который и без того не в хорошем состоянии, что не может сориентироваться. СМИ, чтобы отработать свои деньги, совершают преступные шаги  и поэтому обвиняют и правительство, которое не может установить контроль, боясь, что этот контроль не понравится тем людям из-за рубежа, которые дают деньги государству.

- А если вернемся к периоду времени, начиная с первых лет независимости до 2000 года. Какую бы вы оценку дали?

- Я левоновские времена считаю вторым геноцидом нашего века, если не больше того, поскольку если тогда осуществлявший геноцид  был твоим врагом, то сейчас это сделал Левон Тер-Петросян со своей бандой. Это я считаю нашими черными полосами, и тогда, может быть, я сделал неправильно, но всё бросил и уехал отсюда (жил во Франции). После этого в один момент после 1997-ого, всё вновь восстановилось, но потом приостановилось. Имею в виду, что работали театры, «Вознинер»,  другие группы, все могли работать. Если бы так продолжалось, то мы не дошли бы до этого состояния. Теперь же в этих условиях ничего я не хочу делать, если даже и захочу (знаю, если даже выйду из кожи) ничего не получится. Ни до кого не доходит, поскольку люди разбросаны, они уже  не ориентируются, думают о каждодневном хлебе, и уже думают не о том, как работать, а посредством кого можно кому-то сделать плохое, кого принизить, чтобы они себя чувствовали хорошо. Думаю, что в 2015 году будет ужасно, у-жас-но! Я это говорю, будучи оптимистом.

-А почему Вы так думаете?

Вина правительства в том, что не контролирует СМИ, не ставит запреты. Говорят, что избивать журналиста нельзя. А что разве, например,  начальника 4-ого цеха лампового завода можно избивать, а его нельзя? Пусть составят список, кого можно избивать, а кого нет. Журналисты что хотят, то и пишут, что хотят, то и делают, что хотят, то и говорят. Так не должно быть, ни в одной стране так не бывает. Если б, например, я был президентом, то я всех бы посадил на несколько лет. Некоторые люди, если захотят, то мы сумеем добиться этого другими средствами. Если видят, что журналистов избивают на каждом шагу, то они, покорно опустив головы, усмирятся. Хотя и многим журналистам это избиение доставляет удовольствие не только из внутренних садомазохистских побуждений, а исходя из того, чтобы занять героическую позу. Очень-очень многие любят быть избитыми. Самое плохое то, что если это будет лишь оппозиция, можно было понять, что любят быть избитыми для достижения цели, им по «кайфу» находиться в тюрьме, как это было «по кайфу» Троцкому или Ленину.  Но если подобными вещами занимаются официальные СМИ, то в этом случае не знаю, что ответить. Как можно смириться с тем, что официальные СМИ себя держат как желтая пресса? Возможно, их машины иногда надо останавливать и просто избивать, другого способа нет.

- А возможно, что вы, как и в 90-ые годы, разочаруетесь и вновь уедете из Армении?

- Можно поехать, там немного пожить, потом вернуться. Но это уже не уход тех времен. Вскоре, наверное, уеду. 

- А решили, в какую страну?

- В такую страну, где тепло, поскольку и эту погоду превращают в оружие. Когда люди будут себя хорошо вести, тогда и плохих погод не будет.

Беседу вела Арегназ Манукян

 

Последние материалы этого заголовка