Мнение

09.04.2020 13:35


Тяжелая дилемма: бороться с коронавирусным или экономическим кризисом?

Тяжелая дилемма: бороться с коронавирусным или экономическим кризисом?

Коронавирусный вызов поставил руководителей государств перед тяжелой дилеммой. Они должны выбрать между спасением жизни и здоровья людей или экономики страны.

Идеальным вариантом, конечно же, было бы «и, и», то есть сделать так, чтобы параллельно эффективной борьбе с вирусом по большей части не заглушался также двигатель экономики, но добиться этого довольно сложно. Хотя некоторые восточные страны (Южная Корея, Тайвань) доказали, что «и, и» возможно.

В борьбе с коронавирусом серьезное поражение терпят западные демократии. Там встали перед «или, или», получив в результате серьезные проблемы в обоих «или».

Политические деятели, эксперты и рядовые граждане разделились на 2 крупные группы.

Одна часть считает, что нужно отложить всё в сторону и бороться за жизнь и здоровье людей. Их основным аргументом является то, что в случае оставления государством вируса на самотек и неспособности управлять рисками умрет много людей, что, в свою очередь, приведет к гуманитарному кризису и серьезным потрясениям, в том числе экономическому. Говорится также о системно-ценностных и этических проблемах.

Другая часть придерживается прямо противоположного мнения. Они считают, что если экономика, образно говоря, останется дома, то люди, помимо коронавируса, могут заболеть и умереть также от других факторов. Плюс – экономический коллапс.

Сторонники приоритета экономики считают, что нужно идти «сухим» и рациональным путем. То есть смириться с той мыслью, что пострадают пожилые граждане и страдающие хроническими заболеваниями и имеющими слабый иммунитет люди, что должна произойти естественная селекция в кодах спенсеризма и дарвинизма.

Аргумент «homo economicus»-ов в том, что неминуемое всё же произойдет, и нужно спасать экономику – для оставшихся в живых. Сторонники принципа «сначала экономика» указывают также на те смежные проблемы, которые возникают в результате «пребывания дома» экономики страны: снижение уровня безопасности государства, рост преступности, самоубийства, другие болезни и т.д.

По мне, радикальным является как гуманистический, так и экономистический подход. Истина, как всегда, где-то посередине. Решением является сочетание сбалансированных шагов.

Нужно сделать управляемым ход распространения вируса, чтобы не подвергнуть коллапсу систему здравоохранения. Одновременно нужно попытаться постепенно перевести двигатель экономики из полузаглушенного состояния в режим полноценной работы.

Вся проблема в том, что никто не может сказать, сколько вся эта ситуация продлится. С потеплением вирус может отступить – с перспективой развернуться к осени с новым размахом. То есть это не сезон обычного гриппа, чтобы закрыть его и позабыть о существовании вируса.

Для нахождения вакцины, согласно экспертам, потребуется около 1,5-2 лет. Пока она будет разработана, одни могут пострадать, а другие – выработать естественный иммунитет. А это означает, что до 70 процентов населения, рано или поздно, может заразиться коронавирусом.

А какова ситуация в Армении?

Это тот случай, когда преодолеть кризис должен весь мир, чтобы мы тоже были уверены, что вышли из него.

Что касается управления процессом, то у нас всё «бархатное». Конкретное дело заметно уступает шоу и зрелищам.

Сначала премьер Армении заявлял, что к короновирусу не нужно относиться серьезно, так как он сродни гриппу, и вирус можно уничтожить самогоном. Той же линии придерживался также министр здравоохранения РА.

Вместо управления рисками и ослабления скорости распространения вируса власти РА способствовали обратному. Они собирали людей в большие группы и читали им пропаганду «да», то есть за режим диктатуры.

Затем власть была вынуждена отрезвиться, но уже упустила момент и была не готова.

Сейчас заявляется, будто у нас имеется позитивная динамика, но делается это не от хорошей жизни. Они почувствовали проблемы социально-экономического характера, и поскольку не могут найти эффективных решений, подготавливают почву для повторного перехода к режиму «Да чей он пес, этот коронавирус». Если будет сделано нечто подобное, это будет двойным преступлением в отношении граждан РА.

Мы должны попытаться найти вариант золотой середины: управлять ходом распространения вируса и дать экономике возможность вздохнуть. Крайности могут быть губительными.

Необходимо выявить заразившихся посредством широкомасштабного и целевого тестирования, сделать по возможности управляемыми скорость распространения и «географию» вируса. Применить механизмы частичного карантина, изоляции и самоизоляции, не допустить сверхперегруженности и возможного развала системы здравоохранения. Параллельно этому нужно сгладить социальную обстановку, проведя секвестр и переформатирование бюджета.

Бюджет 2020 года нужно подстроить под COVID-19, искренне держа общество в курсе того, что мы входим в длительный этап затягивания поясов.

Бизнес должен знать, что это вопрос не недель или месяцев, и скорректировать в связи с этим свои планы.

Нужно принять, что главной проблемой в ближайшей перспективе будет дефицит не продуктов питания, а денег. Это может иметь судьбоносное значение в особенности для социально уязвимых групп.

В связи с коронавирусом мы будем иметь ощутимо меньшие валютные поступления, что негативно скажется как на платежеспособном спросе потребителей, так и на местной бизнес-среде и государственном бюджете.

Перечислю неполный список причин, которые вызовут дефицит денег:

1 очевидным образом сократятся отправляемые из-за границы (в основном – из России) трудовыми мигрантами суммы,

2 в условиях мирового экономического спада произойдет падение цен на медь и молибден, что ударит по нашему экспортному направлению,

3 произойдет падение внутреннего экспорта вследствие сокращения количества туристов.

Задачей правительства в этих условиях должно быть нахождение денег. Нужно приложить все усилия для привлечения внешних сумм и финансовой поддержки уязвимых групп. Механизмы известны.

Одной из наших главных задач должно быть спасение малого и среднего бизнеса от уничтожения. Важно также обеспечение стабильности в банковской сфере. Правительство прямо сейчас должно заявить об отказе от законодательного пакета по ликвидации банковской тайны. В мире началась борьба за деньги и спасение экономик, и подрыв нашей банковской системы изнутри был бы попросту предательством.

И о самом главном. Когда заявляется, что это война с невидимым врагом, нужно также предпринять обозримые шаги для прекращения политики сеяния внутренней ненависти и вражды.

Разделившая общество на черных и белых власть не обладает легитимностью для преодоления кризиса посредством общественной мобилизации. Следовательно, мяч на поле Никола Пашиняна. Он должен прекратить политику раздора и положить конец порочной практике арестов на основании политической целесообразности (в отношении Роберта Кочаряна избран садистский подход, и если всё это приведет к необратимым последствиям, то неминуемо вернется к Пашиняну эффектом бумеранга).

Я искренне хочу верить, что система отслеживания передвижения людей посредством телефонов внедряется для борьбы с коронавирусом (подобная международная практика существует), но многие имеют право не верить в искренность власти, поскольку всё еще присутствует политика разделения на наших и ваших.

Предусловием эффективной борьбы с коронавирусом является искоренение вируса лжи, зла и ненависти.

Со страницы в «Facebook» Андраника Теваняна

Последние материалы этого заголовка