Комментарии

29.11.2011 13:53


Кому была выгодна первомартовская трагедия?

Кому была выгодна первомартовская трагедия?

Произошедшие 1-го марта 2008г. события до сих пор являются предметом различных комментариев и спекуляций. Три президента Армении имеют свои оценки данных событий.

Понятно, что раскрытие реальных виновников было бы возможно, если бы у нас была независимая судебная система и действенные механизмы сдерживаний и противовесов между ветвями власти, но поскольку всего этого нет, вопрос переходит в политическую плоскость и зону субъективных восприятий.

Нериторические вопросы «Кто был виноват?» и «Кто от этого выиграл?» еще не получили своих окончательных ответов. Одно очевидно: если бы не было «1-го марта», то Серж Саргсян не оказался бы в президентском кресле. Поскольку Саргсян любой ценой хотел стать президентом, то было ясно, что он, по крайней мере, не был против силового захвата власти. Кроме того, наведение порядка в тот период было возложено на Правительство, главой которого был тот же Серж Саргсян, а согласно распространенной информации, так называемый штаб действовал в те дни в здании Правительства.

Еще со старых времен известно, что для выявления того или иного преступника пытались ответить на вопрос «Кому это было выгодно?», ответ на который непосредственно проливал свет на многое.

Если сейчас будем рассматривать первомартовские события в рамках вопроса «Кому это было выгодно?», то придем к выводу, что воспользовался плодами всего этого исключительно Серж Саргсян, со всеми вытекающими из этого выводами.

«1-е марта», по большому счету, не было выгодно Роберту Кочаряну, который будучи покидающим пост президентом, не был заинтересован в том, чтобы погрязнуть в этом деле, хотя в качестве действующего тогда президента он был обязан предпринять определенные действия, что он и сделал. Второй президент прокомментировал данный вопрос в одном из своих интервью.

По большому счету, «1-е марта» не было выгодно и Левону Тер-Петросяну, поскольку митинговая волна день ото дня усиливалась, и только первомартовскими событиями стало возможно предотвратить возвращение первого президента на Баграмяна 26. Безусловно, Тер-Петросян имеет свою долю ответственности за произошедшее, но очевидно, что он не может быть главной заинтересованной стороной.

Сразу же после инаугурации Сержа Саргсяна его окружение начало распространять, что третий президент с болью в сердце перенес первомартовские события. «Гибкий» руководитель РПА начал исподтишка пропагандировать, что это Кочарян подставил его. Однако, примечательно, что воспользовался плодами «1-го марта» исключительно Серж Саргсян, поэтому крокодиловы слезы, которые льются сейчас из президентского дворца, просто смешны.

Саргсян и Тер-Петросян, исходя из каких-то расчетов и политической целесообразности, в одно время пытались возложить ответственность за «1-е марта» на Роберта Кочаряна, но было очевидно, что это невозможно. Наконец, когда Тер-Петросян увидел, что Саргсян проводит по отношению к нему «кидаловскую» политику, то дал более реалистичную оценку первомартовским событиям.

Как известно, во время последнего митинга АНК участники приняли декларацию, в которой указываются основания для отставки Сержа Саргсяна. В 4–м пункте декларации говорится: «Серж Саргсян возглавлял созданный в поствыборный период штаб, который организовал против мирных демонстрантов действия (включая убийства) силовых структур, подчиненных олигархам групп и криминальных группировок». Иными словами, АНК не только продвигает консолидирующий лозунг «Вперед к бессержевской Армении!», но и пересматривает и конкретизирует свою позицию по части организаторов первомартовской резни, направляя стрелки в сторону Сержа Саргсяна, что гораздо ближе к нахождению виновных в рамках ответа на вопрос «Кому это было выгодно?», чем тот вариант, который был у АНК в прошлом.

Пока нет ясности относительно того, как будут развиваться события по части «1-го марта» и какой характер получат политические процессы. Одно очевидно: Серж Саргсян провалил внешнюю и внутреннюю политику, и у него нет шанса воспроизвести свою власть, но, несмотря на всё это, он пытается воспроизвестись, что является вызовом системе государственного управления и, в конце концов, государству.

Думаю, что если поставить на чаши весов воспроизводство Сержа Саргсяна и интересы нашего государства, то выбор будет однозначно в пользу Армении.

Карен Акопджанян

Последние материалы этого заголовка