Комментарии

18.07.2012 19:46


Кто и почему покинул АНК?

Кто и почему покинул АНК?

Покидающие в последнее время Армянский национальный конгресс деятели объясняют свои шаги одним и тем же. «АНК потерял свой электорат и ослаб по причине сотрудничества с ППА в рамках «политологического анализа» Левона Тер-Петросяна», - аргументируют они свой уход.  

Оставляя в стороне вопрос о том, хорошо ли, что АНК ослаб, обратимся к аргументам «диссидентов» данной политической силы и дадим свою оценку сложившейся вокруг АНК ситуации. 

 «Егиазар Айнтапци» и закрытые туалеты

В сформировавшемся после президентских выборов 2008-го года АНК были различные точки зрения относительно дальнейших шагов. Одна часть считала, что необходимо ужесточить борьбу и, образно говоря, не покидать улицы, а, по мнению другой части, правильным было «сбросить лишний груз» и пойти на диалог с Сержем Саргсяном.

В конце концов, в Конгрессе победил второй подход, и Левон Тер-Петросян произнес свою известную речь, в которой вспомнил о сотрудничестве взяточника Егиазара Айнтапци и эчмиадзинских монахов. В АНК, согласно этому, решили сделать всё, чтобы посредством диалога с властями освободить политзаключенных и чтобы политическое поле полностью было в распоряжении возглавляемой Сержем Саргсяном РПА и Тер-ПетросяномАНК. Мишенью для критики тогда был выбран Роберт Кочарян, чтобы «легитимировать» мотивацию сотрудничества с Сержем Саргсяном. 

Сторонниками этой линии были и остаются Давид Шахназарян, Арам Саркисян, Андраник Кочарян, Ованнес Ованнисян и все те, кто впоследствии вышли из АНК (речь отнюдь не о тех людях, которые в последние годы покинули АНК и продолжили в статусе частного гражданина или в каком-нибудь другом формате свою борьбу с прозванным «бандократией» режимом).

Правда, против концепции «Эчмиадзинских монахов» были и ворчащие, но, по иронии судьбы, после того, как Тер-Петросян сменил тактику и выдвинул лозунг «Вперед, к бессержевской Армении!», они оказались на стороне Саргсяна.  Примечательно, что ворчащие сами вели «диалог» с Сержем Саргсяном во время парламентских выборов и совместно с «Наследием» работали против ППА и единого штаба.

Напомним, что после съезда АОД летом 2010-го года недовольные Левоном Тер-Петросяном деятели вышли из АНК и создали партию «Свободные демократы», но, как показало время, Кокобелян и другие были недовольны не тактикой ведения диалога с властями, а тем, что они сами не могли воспользоваться этим диалогом, так как были вытеснены из узкой команды Тер-Петросяна

Почувствовав, что они вытесняются из формата диалога, представляющие элиту «Свободных демократов» деятели в один момент начали активно общаться с людьми, жестко противостоящими проводимой Сержем Саргсяном и Тиграном Саркисяном внешней и внутренней политике, однако это продлилось недолго, так как провал «диалога» власть-АНК и антисержевский настрой Тер-Петросяна сделали востребованными вышедших из АНК. В результате, в сенях президентского дворца    был составлен единый список партий «Наследие» и «Свободные демократы», основной задачей членов которых стало гегамянство против антисержевской коалиции.

Возвращаясь к политике, взятой АНК на вооружение с мая 2008г. по осень 2011г., нужно отметить, что своего пика она достигла летом 2011г., когда начался диалог между АНК и властями. Диалог, который исходил исключительно из интересов Сержа Саргсяна и имел тенденцию к нейтрализации той волны, которая была в феврале-марте того же года, когда под влиянием арабских революций и внутреннего социального напряжения были большие возможности для смены власти.

Уместно вспомнить, что на данном этапе Давид Шахназарян выступил с известной пресс-конференцией и открыто высказался за подписание способствующего воспроизводству Саргсяна нового коалиционного меморандума. Шахназарян раскритиковал ППА, предъявив обвинения в дестабилизации страны. Тем самым преподносящий себя в качестве ярого оппозиционера Шахназарян сказал новое слово в политике, которое предполагает выступление оппозиционной силы в роли гаранта стабильности власти.

Когда напоминающий болтовню «диалог» начался и получил характер сериала, Серж Саргсян констатировал, что в результате этого АНК ослабевает и, использовав инцидент с молодыми членами АНК, прекратил его, а во время осенних круглосуточных митингов АНК дошло до того, что он закрыл туалеты на территории Оперы.

Таким образом, Сержу Саргсяну удалось посредством имевшихся в АНК «мин» временно создать для ППА определенные трудности, понизить рейтинг АНК и, нейтрализовав волну общественного недовольства, дойти до парламентских выборов.

После этого Левону Тер-Петросяну не оставалось ничего другого, как изменить тактику и, наконец, выступить с политологическим анализом по части ППА.

Лидер АНК, к его чести, признал, что ошибся и предпринял конкретные шаги. Тер-Петросян понял, что Серж Саргсян не имеет представления о партнерских отношениях, предпочитая модель заказчик–клиент, что не могло быть приемлемым для первого президента РА.

Разоблачение «диссидентов» АНК

Покинувшие АНК после парламентских выборов  деятели сейчас в один голос твердят, что Конгресс набрал на парламентских выборах мало голосов, поскольку создал с ППА единый штаб по контролю за выборами. Однако это пустая и беспочвенная оценка.

Смотрите: организованные после провалившегося «диалога» круглосуточные митинги АНК были довольно-таки малочисленными, и это точно не было обусловлено ни закрытыми туалетами, ни перекрытыми дорогами из районов в столицу. В феврале-марте того же года полиция тоже не пускала население приезжать из регионов страны на митинг, но на прилегающей к Матенадарану территории даже яблоку было негде упасть.  

Иначе говоря, тезис о том, что якобы в результате флирта с ППА АНК утратила свою аудиторию, не выдерживают никакой критики. Ведь во время перехода к круглосуточным митингам «политологического анализа» Тер-Петросяна не было. Кроме того, что мешало АНК собрать так много людей в период «диалога», когда она  вела себя подобно сегодняшнему «Наследию», а именно – выступала против ППА?

Представим еще один контраргумент озвученному тезису об утрате электората в результате следования вместе с ППА программе «Консенсус минус Серж Саргсян». После клиентизации «Наследие» явно выступает в направленных против ППА кодах и позиционирует себя обществу в качестве оппозиционной силы.

Почему тогда возглавляемый приплясывавшим на фоне гор Раффи Ованнисяном список набрал меньше голосов, чем АНК?

Кстати, власти хотели, чтобы «Наследие» набрало больше голосов, чем АНК и тем самым «мины» имели  возможность упрекнуть Конгресс, но эта программа провалилась и обещавшие не покидать улиц арамзавенычи ограничились скромными брифингами, а после того, как их непосредственная «крыша» - Рубен Айрапетян - «попал в историю», они и вовсе ушли в подполье.

Так что, клиенты Сержа Саргсяна должны быть честнее и, подобно Давиду Шахназаряну, четко заявить, что они выступают за воспроизводство власти Сержа Саргсяна (что сейчас называется «стабильностью») и что всегда были агентами влияния последнего. Иначе говорить об активной борьбе или царящей в стране вседозволенности и требовать отставки… ППА, говоря словами Сержа, некрасиво!

Подытожим

Все покидающие АНК деятели, которые заявляют, что делают это из-за того, что Левон Тер-Петросян изменил тактику и предложил ППА политическое сотрудничество, служат Сержу Саргсяну и почти ничем не отличаются от Гегамяна. Единственное отличие между «диссидентами» АНК и лидером «Национального единения» в том, что первые еще только борются за попадание в список РПА, а Гегамян уже успел стать депутатом по списку этой партии.

Если человек адекватен и не действует в просержевских кодах, то он должен понимать, что изменить что-либо в Армении можно лишь посредством широкой политической консолидации, а, следовательно, работающие против ППА являются всего лишь рядовыми «барабанами». Вот и всё.

Карен Акопджанян 

Последние материалы этого заголовка