Интервью

15.07.2009 16:12


Гегам Багдасарян

Гегам Багдасарян

Интервью с депутатом НС НКР Гегамом Багдасаряном

- На днях АРФД организовала всеармянский форум, посвященный вопросам армяно-турецких отношений и урегулирования карабахского конфликта. Какое значение будет иметь этот форум в дальнейшем и что он дал?

- Проведение подобного форума во всех случаях важно, и независимо от всего, оно будет иметь положительное влияние хотя бы в вопросе уточнения и формулировки общественного мнения. Как будто и время было выбрано удобное - накануне московской встречи. Другой вопрос, что было бы полезнее, если б он носил продолжительный характер и начался бы намного раньше. Такой «ряд»  уже был бы в состоянии повлиять бы и на власти. Из-за отсутствия я не участвовал в форуме в Степанакерте, потому и затрудняюсь сказать, была ли «домашняя заготовка» повлиять на общественное мнение и власти.  Во всяком случае, беседуя с рядом участников, у меня такого впечатления не сложилось. Тем более, что общая атмосфера форума, согласно моим собеседникам, была более радикальной, чем она была проявлена в заключительной резолюции. Насколько я информирован не было человека, говорящего об уступках-компромиссах, хотя и подобный пункт появился в заключительной резолюции. Не только этот форум, но и нынешняя деятельность АРФД показывает, что используется, мягко говоря, не весь потенциал этой всеармянской политической силы. Может быть еще не время.

Вместе с тем, на мой взгляд, главным результатом форума, было то, что он еще раз четко показал, что мнения армянской общественности и участников переговорного процесса, в том числе армянской стороны, мягко говоря, не совпадают.  

- На саммите «Большой восьмерки» руководители России, Франции и США приняли заявление относительно Нагорного Карабаха. Какое влияние оно может иметь на переговорный процесс урегулирования конфликта?

- Думаю, что невооруженным глазом видно, что в процессе урегулирования начался новый этап. Для оценки размера влияния достаточно и то обстоятельство, что впервые были опубликованы основополагающие принципы урегулирования, о которых  в той или иной мере мы знали, но не могли ссылаться на них. Это является показателем эпохального этапа. Это будет началом конца или фальстартом - покажет ближайшее будущее. Во всяком случае, старт дан. И думаю, прежнего исходного пункта уже не будет.

-17-го июля в Москве встретятся президенты Армении и Азербайджана. Как по-вашему, будет ли подписан какой-либо документ в рамках урегулирования Нагорно-карабахского вопроса? Если да, то какой будет реакция властей Арцаха?

-Весьма вероятно, что будет подписан, хотя если подписан и не будет, ничего необычного не произойдет. Примечательно другое, от нас не зависит подписание-неподписание. Все зависит от Азербайджана. Подпишет - и мы подпишем, не подпишет - не подпишем. К сожалению, это обстоятельство созвучно со всем переговорным процессом, когда с армянской стороны уже давно не бывает неожиданностей. На данный момент все зависит от Азербайджана и посредников.

А для того, чтобы сказать, какой будет реакция властей Арцаха, снова большого воображения не нужно. Опять скажут, что без участия НКР  процесс не может быть эффективным. Но процесс от этого, как всегда, не пострадает. Наше заявление никому не помешает. Наше дело, наши конкретные шаги могут помешать, но, кажется, этим не попахивает.

-Как Вы оцениваете достаточно быстро развивающиеся в последний период события  вокруг Карабахской проблемы? Содержат ли они в себе опасные тенденции?  

  -Опасных тенденций уже не замечаю. Что значит тенденция? Она наметилась еще 10-12 лет назад. Я вижу реальные угрозы. Для того, чтобы справиться с ними, у нас есть лишь один «запасной вариант», правильнее сказать, и есть - и нет. Это последнее слово Карабаха. Честно говоря, затрудняюсь верить в эффективность этого последнего слова в тех обстоятельствах, когда не было первого, ни какого-либо другого слова, правильнее сказать не было слова, закрепленного делом. А холостые выстрелы были всегда. Так или иначе, хотя бы теоретически, мы этот ресурс имеем. Это может быть общественным резервом. Это последняя лакмусовая бумажка для прояснения того, мы все еще народ, или уже население.

Беседу вел Вахтанг Маргарян 

Последние материалы этого заголовка