Своей пресс-конференцией в конце прошлого года и последовавшими за ней несколькими выступлениям Тигран Саркисян предпринял попытку переписать и откорректировать свое прошлое. Что важно, не дал он конкретных ответов и на ряд важнейших вопросов, касающихся нынешней ситуации.
Тигран Саркисян между старыми и новыми формулами
Ссылаясь на председателя Совета управляющих Федеральной резервной системы США Алана Гринспена, Тигран Саркисян обосновывает, почему в прошлом (в бытность председателем Центробанка) не предпринимал или не замечал в сфере строительства того, о чем говорит или что замечает сегодня (на должности премьера).
Согласно представленным Саркисяном объяснениям и графикам, на рынках недвижимого имущества и ипотечного кредитования в Армении в 2007-2013 гг. была зафиксирована следующая тенденция: ставки ипотечных кредитов сократились, сроки кредитов увеличились, а их общие объемы выросли. Расширилась также география кредитов, переместившись из Еревана в марзы.
Однако Тигран Саркисян не пояснил, почему тогда сфера строительства пережила резкий спад и сделки по купле-продаже квартир сократились, если проценты ипотечного кредитования и сроки их погашения в период его премьерства стали привлекательнее, чем до этого. Если объяснением является зафиксированный в 2008-2009 гг. мировой финансово-экономический кризис, негативные последствия которого мы и ощутили на себе, то в те дни тот же Тигран Саркисян настаивал, что кризис обойдет Армению стороной и мы даже выиграем от него.
Назначенный в 2008 году премьером Тигран Саркисян утверждал также, что новое правительство получило хорошее наследие и способно, опираясь на него, обеспечить ежегодный средний рост ВВП в 9%, сократить общий уровень бедности до показателей ниже 11,2% (с уровня 26,5% в 2008 году), а число крайне бедных – 1,6%. Получили же мы показатели, почти в 3 раза превышающие обещанные, правда, в обратной пропорции.
Показатель бедности официально был заявлен на уровне 37%, а в пиковый момент кризиса 2009 года ВВП в долларовом выражении сократился на 40% (к экономическому спаду в 14,1% в драмах РА прибавлено также резкое обесценивание национальной валюты (на 25%) в результате перехода от фиксированного к «управляемо плавающему» курсу драма). В долларовом выражении экономический спад в РА был самым высоким в мире. Именно поэтому всемирно известный журнал «Форбс» и включил нашу экономику в десятку наихудших в мире.
Далее. Если кредиты дешевеют, сроки их погашения увеличиваются, а экономическая ситуация в стране, согласно премьеру, не такая уж плохая, тогда почему сотни тысяч граждан РА за последние 5 лет решили уехать из страны и пополнить «Армянский мир»?
Почему объемы инвестиций резко сократились, ведь, согласно экономическим законам, дешевый кредит стимулирует спрос на него как со стороны потребителей, так и инвесторов? Обратно пропорциональная зависимость инвестиций и ставок кредитования в условиях низких процентов должна была привести к росту инвестиций. Между тем, государственная статистика говорит об обратном.
Одно примечательное обстоятельство: экономический спад, рост бедности и эмиграция произошли на фоне почти троекратного увеличения внешнего госдолга. Иными словами, тезис о том, что финансовые потоки в Армению уменьшились вследствие сокращения заграничных трансфертов и снижения мировых цен на медь и молибден, не выдерживают никакой критики. По указанным направлениям финансовые потоки сократились, но намного больше выросли в других. Иной вопрос, что они были использованы неправильно и растворились в сомнительных финансовых схемах.
Сильный драм и слабая экономика
Теперь о самом главном.
Обращаясь к теме прежней и нынешней ситуации в сфере строительства, обязательно нужно учитывать ведшуюся ранее кредитно-денежную политику.
Действительно, вследствие экзогенных и эндогенных факторов за 2000-2007 гг. в Армению поступили колоссальные финансовые средства, часть которых в результате диспропорции спроса и предложения, а также относительно высокого уровня рентабельности на рынке недвижимого имущества влилась в сферу жилищного строительства.
В тот период возглавляемый Тиграном Саркисяном Центробанк вел так называемую политику сильного драма, в результате которой 1 доллар опустился с 580 до 300 драмов. Тогда ЦБ фетишизировал идею сильного драма, не принимая никакой критики.
Вместо того, чтобы изымать из рынка поступающие извне суммы, не допускать усиления драма в отношении других валют и использовать притекающую в РА валюту в качестве стабилизационных средств, возглавляемый Тиграном Саркисяном ЦБ последовательно закладывал мину под экономику Армении, ведя политику сильного драма.
«ЦБ не вмешивается в процесс формирования курса валют», - любили повторять чиновники ЦБ во главе с Тиграном Саркисяном.
Вследствие политики сильного драма из строя вышел ряд экспортных отраслей нашей экономики, местное производство стало невыгодным, что дало стимул к увеличению импорта.
Исходя из конъюнктурных соображений ЦБ, Тигран Саркисян сделал всё, чтобы у нас не состоялся рынок ценных бумаг. Естественно, что в этих условиях люди должны были вкладывать свои сбережения и свободные средства в банки или обеспечивающий высокую рентабельность рынок недвижимого имущества. То есть, если согласно выдвинутой Тиграном Саркисяном версии раздутой оказалась сфера строительства, которая не могла не лопнуть и не привести к спаду, то это тем более является следствием проводившейся Центробанком политики.
Тиграну Саркисяну удалось убедить руководство страны в привлекательности этой модели. И поскольку в экономике была определенная оживленность, а политическое оппонирование не было на должном уровне, политических споров на эту тему не состоялось. Спорили между собой лишь правительство Андраника Маргаряна (в лице Минфина) и Центральный банк. Заочно в споре участвовали также эксперты, однако они так и остались неуслышанными. Как результат, заложивший мину под экономику страны человек стал премьером и сейчас читает лекции на тему «раздутости».
Вследствие политики сильного драма инвестирование средств в какую-либо другую сферу было бы безрассудством. И естественно, что в результате увеличения совместного спроса граждан страны и проживающих за границей армян предложение на квартирное строительство должно было набрать темп, чтобы удовлетворить этот спрос, а это, в свою очередь, впоследствии могло привести к проблемам. Однако сама проблема была не в спекулятивном спросе на квартиры, а в исключении наперед возможности диверсификации экономики в результате политики сильного драма.
Что касается большого удельного веса сферы строительства в сокращении ВВП в 2009 году, то негативная динамика у нас была зафиксирована не вследствие раздутости, а в результате проводившейся экономической политики, которая низвергла выполнявшую функцию локомотива эту отрасль экономики.
Как известно, после 2008 года власти привлекли большие иностранные кредиты и выделили суммы конкретным строительным организациям (фактически, Тигран Саркисян тогда всё еще находился под влиянием теории Гринспена), однако это было грубым просчетом, который, кроме всего, содержал в себе большие коррупционные риски.
Если правительство ставило задачу не допустить резкого спада сферы строительства в период кризиса, то правильным было бы, например, предложить за счет 500-миллионного российского кредита доступные ипотечные кредиты населению страны. То есть, деньги нужно было дать покупателям квартир, а не конкретным строительным организациям, чтобы на рынке были как конкуренция, так и эффективное использование средств. Однако выбран был прямо противоположный вариант. Именно поэтому, даже в условиях господдержки, сфера строительства пережила резкий спад, что свидетельствует о, мягко говоря, неэффективном использовании иностранных кредитов.
По части фиксируемой с 2008 года эмиграции. Согласно премьеру, люди противятся проводимым ими реформам, поскольку не хотят менять существующих правил поведения.
«Проводить реформы не просто, так как реформа означает изменение правил поведения и мышления, а мы всегда, когда инициируем реформы, на первом этапе встречаем определенное противостояние их реализации», - отметил, в частности, в ходе несколькочасовой пресс-конференции Тигран Саркисян.
Фактически, получается следующее: раньше Тигран Саркисян руководствовался теорией Гринспена, а сейчас – новой теорией. То есть, споры о старой и новой теории продолжаются (словом, оправдание есть всегда), а он активно следит за ними, однако окончательно не определился. В эмиграции же виновны сами граждане РА, которые не хотят менять правил своего поведения и мышления, почему и противятся реформам правительства.
После подобных объяснений Тиграну Саркисяну необходимо присудить Нобелевскую премию, но не в экономической, а в иной номинации.
Андраник Теванян
P.S. Кстати, Тигран Саркисян периодически советовал гражданам РА хранить свои сбережения в драмах.
Тот же совет премьер давал и накануне известного решения 3 марта 2009 года, однако затем выяснилось, что те, кто последовали этому совету, за одну ночь обеднели на 25%, а вследствие политики фиксированного курса (1 доллар = 305 драмов) резервные средства РА (700 млн. долларов) распылились, оказавшись в нескольких частных банках. Однако это уже тема для отдельного разговора.
Тигран Саркисян до и после 2008 года
Своей пресс-конференцией в конце прошлого года и последовавшими за ней несколькими выступлениям Тигран Саркисян предпринял попытку переписать и откорректировать свое прошлое. Что важно, не дал он конкретных ответов и на ряд важнейших вопросов, касающихся нынешней ситуации.
Тигран Саркисян между старыми и новыми формулами
Ссылаясь на председателя Совета управляющих Федеральной резервной системы США Алана Гринспена, Тигран Саркисян обосновывает, почему в прошлом (в бытность председателем Центробанка) не предпринимал или не замечал в сфере строительства того, о чем говорит или что замечает сегодня (на должности премьера).
Согласно представленным Саркисяном объяснениям и графикам, на рынках недвижимого имущества и ипотечного кредитования в Армении в 2007-2013 гг. была зафиксирована следующая тенденция: ставки ипотечных кредитов сократились, сроки кредитов увеличились, а их общие объемы выросли. Расширилась также география кредитов, переместившись из Еревана в марзы.
Однако Тигран Саркисян не пояснил, почему тогда сфера строительства пережила резкий спад и сделки по купле-продаже квартир сократились, если проценты ипотечного кредитования и сроки их погашения в период его премьерства стали привлекательнее, чем до этого. Если объяснением является зафиксированный в 2008-2009 гг. мировой финансово-экономический кризис, негативные последствия которого мы и ощутили на себе, то в те дни тот же Тигран Саркисян настаивал, что кризис обойдет Армению стороной и мы даже выиграем от него.
Назначенный в 2008 году премьером Тигран Саркисян утверждал также, что новое правительство получило хорошее наследие и способно, опираясь на него, обеспечить ежегодный средний рост ВВП в 9%, сократить общий уровень бедности до показателей ниже 11,2% (с уровня 26,5% в 2008 году), а число крайне бедных – 1,6%. Получили же мы показатели, почти в 3 раза превышающие обещанные, правда, в обратной пропорции.
Показатель бедности официально был заявлен на уровне 37%, а в пиковый момент кризиса 2009 года ВВП в долларовом выражении сократился на 40% (к экономическому спаду в 14,1% в драмах РА прибавлено также резкое обесценивание национальной валюты (на 25%) в результате перехода от фиксированного к «управляемо плавающему» курсу драма). В долларовом выражении экономический спад в РА был самым высоким в мире. Именно поэтому всемирно известный журнал «Форбс» и включил нашу экономику в десятку наихудших в мире.
Далее. Если кредиты дешевеют, сроки их погашения увеличиваются, а экономическая ситуация в стране, согласно премьеру, не такая уж плохая, тогда почему сотни тысяч граждан РА за последние 5 лет решили уехать из страны и пополнить «Армянский мир»?
Почему объемы инвестиций резко сократились, ведь, согласно экономическим законам, дешевый кредит стимулирует спрос на него как со стороны потребителей, так и инвесторов? Обратно пропорциональная зависимость инвестиций и ставок кредитования в условиях низких процентов должна была привести к росту инвестиций. Между тем, государственная статистика говорит об обратном.
Одно примечательное обстоятельство: экономический спад, рост бедности и эмиграция произошли на фоне почти троекратного увеличения внешнего госдолга. Иными словами, тезис о том, что финансовые потоки в Армению уменьшились вследствие сокращения заграничных трансфертов и снижения мировых цен на медь и молибден, не выдерживают никакой критики. По указанным направлениям финансовые потоки сократились, но намного больше выросли в других. Иной вопрос, что они были использованы неправильно и растворились в сомнительных финансовых схемах.
Сильный драм и слабая экономика
Теперь о самом главном.
Обращаясь к теме прежней и нынешней ситуации в сфере строительства, обязательно нужно учитывать ведшуюся ранее кредитно-денежную политику.
Действительно, вследствие экзогенных и эндогенных факторов за 2000-2007 гг. в Армению поступили колоссальные финансовые средства, часть которых в результате диспропорции спроса и предложения, а также относительно высокого уровня рентабельности на рынке недвижимого имущества влилась в сферу жилищного строительства.
В тот период возглавляемый Тиграном Саркисяном Центробанк вел так называемую политику сильного драма, в результате которой 1 доллар опустился с 580 до 300 драмов. Тогда ЦБ фетишизировал идею сильного драма, не принимая никакой критики.
Вместо того, чтобы изымать из рынка поступающие извне суммы, не допускать усиления драма в отношении других валют и использовать притекающую в РА валюту в качестве стабилизационных средств, возглавляемый Тиграном Саркисяном ЦБ последовательно закладывал мину под экономику Армении, ведя политику сильного драма.
«ЦБ не вмешивается в процесс формирования курса валют», - любили повторять чиновники ЦБ во главе с Тиграном Саркисяном.
Вследствие политики сильного драма из строя вышел ряд экспортных отраслей нашей экономики, местное производство стало невыгодным, что дало стимул к увеличению импорта.
Исходя из конъюнктурных соображений ЦБ, Тигран Саркисян сделал всё, чтобы у нас не состоялся рынок ценных бумаг. Естественно, что в этих условиях люди должны были вкладывать свои сбережения и свободные средства в банки или обеспечивающий высокую рентабельность рынок недвижимого имущества. То есть, если согласно выдвинутой Тиграном Саркисяном версии раздутой оказалась сфера строительства, которая не могла не лопнуть и не привести к спаду, то это тем более является следствием проводившейся Центробанком политики.
Тиграну Саркисяну удалось убедить руководство страны в привлекательности этой модели. И поскольку в экономике была определенная оживленность, а политическое оппонирование не было на должном уровне, политических споров на эту тему не состоялось. Спорили между собой лишь правительство Андраника Маргаряна (в лице Минфина) и Центральный банк. Заочно в споре участвовали также эксперты, однако они так и остались неуслышанными. Как результат, заложивший мину под экономику страны человек стал премьером и сейчас читает лекции на тему «раздутости».
Вследствие политики сильного драма инвестирование средств в какую-либо другую сферу было бы безрассудством. И естественно, что в результате увеличения совместного спроса граждан страны и проживающих за границей армян предложение на квартирное строительство должно было набрать темп, чтобы удовлетворить этот спрос, а это, в свою очередь, впоследствии могло привести к проблемам. Однако сама проблема была не в спекулятивном спросе на квартиры, а в исключении наперед возможности диверсификации экономики в результате политики сильного драма.
Что касается большого удельного веса сферы строительства в сокращении ВВП в 2009 году, то негативная динамика у нас была зафиксирована не вследствие раздутости, а в результате проводившейся экономической политики, которая низвергла выполнявшую функцию локомотива эту отрасль экономики.
Как известно, после 2008 года власти привлекли большие иностранные кредиты и выделили суммы конкретным строительным организациям (фактически, Тигран Саркисян тогда всё еще находился под влиянием теории Гринспена), однако это было грубым просчетом, который, кроме всего, содержал в себе большие коррупционные риски.
Если правительство ставило задачу не допустить резкого спада сферы строительства в период кризиса, то правильным было бы, например, предложить за счет 500-миллионного российского кредита доступные ипотечные кредиты населению страны. То есть, деньги нужно было дать покупателям квартир, а не конкретным строительным организациям, чтобы на рынке были как конкуренция, так и эффективное использование средств. Однако выбран был прямо противоположный вариант. Именно поэтому, даже в условиях господдержки, сфера строительства пережила резкий спад, что свидетельствует о, мягко говоря, неэффективном использовании иностранных кредитов.
По части фиксируемой с 2008 года эмиграции. Согласно премьеру, люди противятся проводимым ими реформам, поскольку не хотят менять существующих правил поведения.
«Проводить реформы не просто, так как реформа означает изменение правил поведения и мышления, а мы всегда, когда инициируем реформы, на первом этапе встречаем определенное противостояние их реализации», - отметил, в частности, в ходе несколькочасовой пресс-конференции Тигран Саркисян.
Фактически, получается следующее: раньше Тигран Саркисян руководствовался теорией Гринспена, а сейчас – новой теорией. То есть, споры о старой и новой теории продолжаются (словом, оправдание есть всегда), а он активно следит за ними, однако окончательно не определился. В эмиграции же виновны сами граждане РА, которые не хотят менять правил своего поведения и мышления, почему и противятся реформам правительства.
После подобных объяснений Тиграну Саркисяну необходимо присудить Нобелевскую премию, но не в экономической, а в иной номинации.
Андраник Теванян
P.S. Кстати, Тигран Саркисян периодически советовал гражданам РА хранить свои сбережения в драмах.
Тот же совет премьер давал и накануне известного решения 3 марта 2009 года, однако затем выяснилось, что те, кто последовали этому совету, за одну ночь обеднели на 25%, а вследствие политики фиксированного курса (1 доллар = 305 драмов) резервные средства РА (700 млн. долларов) распылились, оказавшись в нескольких частных банках. Однако это уже тема для отдельного разговора.