Интервью

02.09.2009 15:09


Гегам Багдасарян

Гегам Багдасарян

Интервью с депутатом Национального Собрания НКР Гегамом Багдасаряном

-Как Вы оцениваете два протокола, парафированных между Арменией и Турцией 31 августа?

-Однозначно оцениваю как очень опасные документы. Разделяю точку зрения моего идейного друга Масиса Маиляна, что в протоколах в той или иной мере отражены выдвинутые в прошлом турецкой стороной предусловия для установления дипломатических отношений с Арменией.

Каждый думающий и проницательный человек может заметить все опасности между строк. Если не заметит, то повод для серьезных сомнений и беспокойства даст также способ преподнесения протоколов армянской общественности и тенденция к избеганию общественных и публичных обсуждений.  Один простой пример, первого сентября я смотрел «Айлур» и опешил от формата комментария этого важного события. Представлялось только одно мнение, говорили только носители одного мнения. И это в то время, когда палитра общественного мнения более многослойна и многоцветна. Ни слова не было сказано о мнениях и заявлениях сделанных АРФД, ЛДПА, национально-политической инициативы «Сплочение армянских добровольцев» и ряда экспертов  по свежим следам событий, в то время как в них были даны достаточно серьезные анализы и достаточно резкие оценки. Сокрытие от общества мнений отличных от мнения властей и провластных кругов, является еще одним доказательством того, что документы, мягко говоря, не так уж и хороши, как преподносит пропагандистская машина власти.

Помимо всего этого, за пределами человеческой логики и морали то обстоятельство, что предусловия выдвигает страна, осуществившая геноцид, причем по вопросу геноцида, к тому же к народу, перенесшему геноцид, который, оказывается, не имеет никакого предусловия, кроме свободного въезда в страну, осуществившую их геноцид.

Меня всегда мучил вопрос, в чем секрет постоянных удач турецкой дипломатии и перманентных неудач армянской дипломатии. В конце концов, никогда наши интеллектуальный потенциал и сметливость не были меньше. По моему мнению, весь секрет в том, что турецкие лидеры всегда зарабатывали личный политический капитал внутри страны благодаря исходящей из интересов государства внешнеполитической деятельности, а наши всегда зарабатывали политический капитал внутри и извне за счет страны.

-Неужели закрепленные в этих протоколах положения не связаны с Карабахской проблемой? В частности, как Вы прокомментируете то, что в дни, предшествующие и последующие подписанию протоколов, высокопоставленные должностные лица Турции в очередной раз озвучили мысль о быстром урегулировании Нагорно-карабахской проблемы?

- Ряд экспертов, выразивших в основном отрицательное мнение относительно протоколов, положительно оценивают то обстоятельство, что в них отсутствует непосредственная связь между нормализацией армяно-турецких отношений и урегулированием Карабахской проблемы. Лично я не согласен с подобным заключением, поскольку указанное положительное обстоятельство определенным образом прикрывается другим пунктом протоколов, согласно которому подтверждается двустороннее и многостороннее обязательство уважать принцип территориальной целостности и нерушимость границ других государств. Данный пункт оформлен такими лексиконом, который не оставляют даже сомнения, что речь идет об Азербайджане.

Говорят, этот пункт не относится к Азербайджану. Самый легкий способ развеять это сомнение - выяснить, по чьей инициативе этот пункт был включен в протоколы. Для меня проще простого, что автором этого является турецкая сторона, иначе было бы просто курьезом, что именно армянская сторона настояла обязательно включить данный пункт, в котором есть, по меньшей мере, двусмысленное и опасное для нас положение. Если речь идет о третьих странах, то, скажем, было бы логичным, чтобы армянская сторона настояла, чтобы в документ было включено двустороннее и трехстороннее обязательство уважать принцип права наций на самоопределение. Это было бы понятно, и вряд ли кто-нибудь спутал, что это было включено по предложению турецкой стороны.

Турецкая же сторона даже не дает повода для сомнения: в своих комментариях по свежим следам еще раз прояснив непонятливым, что речь идет именно об Азербайджане и его территориальной целостности, чему Турция будет по мере возможности последовательна.

-По Вашему мнению, какие развития возможны в вопросе урегулирования Карабахской проблемы и армяно-турецких отношениях в этом году?

-То, что в действительности эти два процесса взаимосвязаны, по крайней мере, для меня уже нет сомнений. Даже если эта взаимосвязь не закреплена в документах, то, по крайней мере, она есть в рамках внутренней логики и договоренностей.

Судя по содержанию представленных обществу двух важнейших документов - Мадридских принципов и протоколов, сложно ожидать чего-то положительного. А когда имеющиеся в них опасности перерастут в реальные угрозы, покажет время.

-Какова реакция относительно парафированных протоколов в политических кругах Карабаха?

-У меня был повод с болью констатировать, что в Карабахе нет действующего в постоянном режиме политического поля. Сегодня тоже кроме нескольких экспертных мнений ничего не звучало. По всей вероятности, эта тема также не будет актуальной  у нас.

Беседу вел Вахтанг Маргарян

 

Последние материалы этого заголовка